«Россия-88» — фильм о ненависти, жестокий, как жизнь

30.04.2009

Александр Раппопорт
Источник: Институт развития прессы-Сибирь

Число «88», имеющее на языке радистов значение «люблю, целую», в данном случае имеет совершенно другой, мрачный подтекст: в немецком алфавите восьмая буква — «H», сдвоенная «HH» означает «Heil Hitler!». Зная это, нетрудно догадаться, что в фильме «Россия-88» речь идёт о русском фашизме, вернее о неофашизме.

Так случилось, что в пятницу (24.04) вечером я смотрел по телеканалу «Культура» «Линию жизни» с уважаемым и любимым мною Александром Городницким — поэтом, бардом, учёным, мудрецом и легендарной личностью. Свою творческую встречу со зрителями он завершил чтением своего стихотворения «Родство по крови»:

Неторопливо истина простая
В реке времён нащупывает брод:
Родство по крови образует стаю,
Родство по слову создаёт народ.

<…>

А стае не нужны законы Бога —
Она живёт заветам вопреки.
Здесь ценятся в сознании убогом
Лишь цепкий нюх да острые клыки.

Своим происхождением, не скрою,
Горжусь и я, родителей любя,
Но, если слово разойдётся с кровью,
Я слово выбираю для себя.

И не отыщешь выхода иного,
Как самому себе не прекословь.
Родство по слову порождает слово,
Родство по крови порождает кровь.

А на следующий день, в субботу (25.04) я пошёл в новосибирский Дом актёра на просмотр и обсуждение фильма «Россия-88» — про стаю. Точнее про маленькую — немногочисленную — стайку. Но, увы, таких стаек с убогим сознанием входящих в них «волков» в нашей стране стало уже немало.

«А количество в данном случае — довольно принципиальная вещь, — сказал, отвечая на вопрос об опасности явления, режиссёр фильма Павел Бардин. - Это как с вредоносными микробами, проникшими в организм — при большом их количестве можно говорить о серьёзной болезни, при малом — иммунная система справляется»,

И все вместе эти стайки являют некий непредставимый ранее в нашей стране клан, идеология которого точно определяется двумя несовместимыми прежде словами: «русский фашизм». Вне зависимости от того, как они сами предпочитают себя называть: русскими скинхедами, бонхедами, нацистами или русскими националистами, «русским национальным освободительным движением» или «движением против незаконных иммигрантов». Ибо их сущность — общее проявление тоталитарной расистской идеологии, ненависть к другим по крови. А их враги — все вокруг, включая и русских, придерживающихся других взглядов.

Гораздо ближе им — по определению и по факту, которого они и не скрывают, — гитлеровский национал-шовинизм, фашизм. Свастика, руки, выбрасываемые в истошном вопле «хайль!», портреты и цитаты своего духовного и бесславно почившего фюрера можно встретить на их сайтах и форумах в Рунете. Там же можно посмотреть в широко доступном Ю-тубе их рекламно-пропагандистские ролики, сделанные достаточно топорно и наивно, но должной иронии и смеха по этой причине почему-то не вызывающие. Не до смеха, когда налицо зреющая, как нарыв, общественная проблема. Добавим, что зреет она при полном попустительстве как самого общества, так и властей. Последних более волнуют различные с ними «несогласные», и боятся они не бритоголовых «коричневых», а так называемых «оранжевых».

Не потому ли марши «несогласных» жёстко, с применением силы, «зачищаются», а откровенно профашистские марши — дозволяются? Не потому ли власти закрывают глаза на многочисленные кровавые преступления, совершённые по признаку расовой и национальной нетерпимости? А ведь наша страна — мировой «рекордсмен» по подобным преступлениям!

Не потому ли, по признанию Павла Бардина, власти «не мешают, но и не помогают фильму выйти в кинопрокат, к зрителю. Порой, к сожалению, очень старательно и активно не помогают»

«Старательность» эта выразилась и в давлении на членов жюри Международного кинофестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске с целью не допустить присуждения приза фильму («Россия-88» , тем не менее, получила там сразу два приза). И в давлении на СМИ — «не раздувать успех фильма», и в запрете показывать его в рамках фестивальной программы в московском кинотеатре «Ролан», увенчавшемся , несмотря на проданные билеты, успехом «старателей». Власть демонстрирует, что она и далее хотела бы замалчивать проблему реальности русского фашизма. Его зеркальное отражение на экране — даже в художественном фильме — её пугает. А между тем, даже уличные опросы, снятые в фильме документально, показывают масштаб проблемы: «Россия — для русских! — это Ваш лозунг? Вы с ним согласны?». И в ответ звучит неоднократно повторяемое: «Да, конечно, согласен… согласна… да». Эти люди далеко не всегда поклонники Гитлера и фашисты, они считают себя патриотами. Но уже заражены бациллой, не позволяющей им думать. А следующий шаг? — «Солдат не должен думать, за солдата думает фюрер!»…

В Новосибирск «Россия-88» и её автор попали благодаря акции клуба «Frontline в России» — совместного проекта Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России и Frontline Club — ведущего дискуссионного центра в Лондоне.

Отзывы о фильме незамедлительно появились на различных сайтах и в дневниках блогеров.

После града вопросов режиссёру от студентов НГУ и прочих молодых людей о природе и истоках русских скинхедов-нацистов и о том, как вживались актёры в их роли и не последовали ли у них изменения в психике, тональность длившейся три часа дискуссии задала народная артистка России Галина Алёхина: «Я хочу поблагодарить создателей этого фильма, который меня буквально «оцарапал», — сказала она. — Я считаю, что таких правдивых фильмов о том, что творится у нас, должно быть много, а ваш фильм нужно показывать прежде всего родителям детей-подростков, чтобы они не дали своим детям свалиться в это смрадное духовное болото. Желаю вашему фильму самого широкого проката, а вам — дальнейших успехов на поприще кино».

Многие, однако, посчитали фильм о том, «легко ли быть молодым» в нашей стране, адресованным именно молодым зрителям. Павел Бардин признался, что все участники съёмок считали, что они снимают фильм о ненависти, о нетерпимости к окружающим, а не о борьбе мировоззрений, потому в фильме и отсутствовали «антифа».

На вопрос о вызвавших недовольство властей кадрах, где в подвал к скинхедам спускается милиционер, а перед его приходом они поворачивают портрет Гитлера обратной стороной и мы видим там портрет нашего «национального лидера» , режиссёр ответил так: «Это всего лишь заложенная ещё в сценарии тема конспирации нацистов. Мы не вкладывали в эти кадры с портретом Путина никакого подтекста — ни прямого сопоставления, ни каких-либо намёков — это было бы слишком явно, «лобово» и глупо. Единственный смысл, который я готов в это вложить — это то, что при этом национальном лидере происходит то, что происходит. И очень бы хотелось, чтобы он на это посмотрел — хотя бы глазами своего портрета».

А о том, что происходило буквально в дни показа картины в Барнауле, наисал в своём блоге один из координаторов проекта «Frontline в России» Сергей Андреев: «Огорчила драка, произошедшая в ночь с пятницы на субботу (24–25 апреля), даже не драка, а групповое избиение чернокожего студента, предположительно студентами медицинского университета. Избиение с ограблением около одного из барнаульских клубов на виду у службы безопасности (или охраны) перед камерами наблюдения при активном невмешательстве и этой самой охраны, и других посетителей заведения. В милицейских сводках этой драки нет, а пострадавшему студенту посоветовали не писать заявление в милицию, потому что будет только хуже. Возможно, именно подобное попустительство, способствовало новой драке, уже в понедельник, 27 апреля, между «Фа» и «Антифа», ушедшими с просмотра фильма »Россия 88», отказавшимися в дискуссии доказывать правоту своих убеждений и предпочетших «вколачивать» свою правду кулаками. Если перед показом фильма я убеждал наших (московских) гостей, что Алтай — это территория, в которой национализм и ксенофобия развиты меньше, чем где бы то ни было, то теперь я уже сомневаюсь в этом. И это меня огорчает очень сильно, хотя убеждает меня в правоте, что фильм »Россия 88» необходимо показать широкому, очень широкому кругу зрителей».

Увы, очередной и яркий пример того, что в многонациональной Сибири эта проблема не менее актуальна, чем в европейской части страны. «Любой нормальный человек по определению — антифашист», — говорит Павел Бардин своим фильмом.

Закончить эти заметки мне хочется цитатой из статьи в газете «Коммерсантъ», написанной как будто после новосибирской дискуссии о фильме «Россия-88». А написал её мой вгиковский и московский товарищ, ныне известный киновед Андрей Плахов: «Главный вывод, на который навели показ и обсуждения фильма — потребность в открытом обществе не умерла. Пока телевидение ставит заслон перед реальностью, всё, что не укладывается в этот мейнстримовский формат, ищет другие, маргинальные каналы самовыражения. Русский фашизм — один из них, и ответственность за приносимые им плоды лежит на власти».

Все материалы раздела «Пресса»


Навигация

Россия 88
драма, 104 минуты.

«Самарский районный суд определил: производство по гражданскому делу №2-25/10 по представлению прокурора Самарской области о признании видеофильма «Россия 88» экстремистским прекратить, в связи с отказом истца от иска.»

Смотрите легальную копию.

Специальный приз «Событие года» на Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» 21 декабря 2009 года

Премьера фильма «Россия 88» на Berlinale 2009 в рамках программы «Panorama» 6 февраля.

Специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня».
25 февраля.

English version

© 2009—2017 2PLAN2.

Создание сайта — Элкос (www.elcos.ru)