Обыкновенный русский фашизм

30.04.2009

Автор: Наталья Шкуренок
Источник: www.novayagazeta.spb.ru
Фото: Михаила Масленникова

Художественный фильм Павла Бардина «Россия 88» воспринимается как документальный

В отсутствие широкого проката нового фильма Павла Бардина авторы ленты все же пытаются достучаться до россиян, организовывая показы для небольших групп зрителей. Один из таких просмотров провело недавно информационное агентство «Росбалт» при участии координаторов проекта Frontline в России. На нем присутствовали сам кинорежиссер Бардин, эксперты, социологи, этнографы, психологи, которые вместе со зрителями приняли участие в дискуссии после просмотра.

Любительская камера, дышащая в руках одного из членов фашистской молодежной группировки — в кадр постоянно попадают изображения свастики, другие символы и атрибуты нацизма, — следует за лидером группы по кличке Штык буквально по пятам. Иногда в кадр попадает и сам оператор - худощавый парень, которого Штык называет то Абрамом, то Абрамчиком, высмеивая его семитское происхождение и откровенное поклонение лидеру группы. Главная задача этого «кинонациста» — делать агитационные ролики для интернета. Таким образом, зрители фильма получают подробную хронику жизни молодежной банды, руководит которой школьный учитель ОБЖ, а крышует местный участковый.

Вот компания бритоголовых молодчиков громит рынок, вот они тренируются в самодельном спортивном клубе в подвале, пьют пиво и слушают нацистскую музыку, гоняются на машине за гастарбайтерами, избивают случайных прохожих — иностранных студентов. Все это действие сопровождается матерной руганью, выкриками нацистских лозунгов. У Штыка есть младшая сестра, которую он действительно любит, обожаемый старфордширский терьер, отец, которого он ненавидит - тот хотя и ушел из семьи, но поддерживает с ней отношения.

Особая тема фильма — опросы прохожих на улице и пассажиров в электричках, которым Штык задает один и тот же вопрос: «Россия для русских?» Подавляющая часть опрошенных радостно подтверждает: да, для русских, ответы некоторых несогласный оператор обрывает на полуслове. Кстати, это единственные подлинные документальные кадры в художественном фильме — и они выводят его на уровень качественной публицистики (Павел Бардин в прошлом журналист). Фильм завершается на трагической ноте, когда из жизни сразу уходят несколько персонажей: два убийства и одно самоубийство — драматический финал, достойный шекспировской трагедии. Но фильм этим не заканчивается, его настоящее завершение — титры, длинный список реальных жертв нападений русских фашистов за последние месяцы.

По данным аналитического центра СОВА, в 2008 году количество жертв нацизма в России составило 525 человек, из них 97 убитых. Только в 2008 году такие нападения зарегистрированы в 44 регионах России, основные центры — Москва и Подмосковье, где в прошлом году на почве ксенофобии погибли 57 человек, 196 оказались ранеными. На втором месте — Петербург: 15 погибших и 38 раненых от рук националистически настроенных молодчиков. С начала этого года только в Москве погибло 10 и ранено не меньше 27 человек.

Недавно прокурор Петербурга Сергей Зайцев заявил, что нацистов у нас нет, есть только молодые люди с извращенным чувством патриотизма, им просто невыносимо видеть, когда их страну втаптывают в грязь.

- Надо для начала признать, что фашизм в России существует, хотя ваш прокурор это и отрицает, - считает Павел Бардин. — Такая страусиная позиция может завести страну в тупик: чтобы бороться с этим злом, надо сначала признать, что оно существует, что большая часть общества поддерживает этих людей. Кстати, нас во время съемок потрясла готовность большинства россиян свалить все беды и проблемы на «приезжих». В разговорах со многими очень неглупыми людьми мне постоянно приходится слышать — да, мы выиграли войну, да, скинхеды — это плохо, но ведь они в чем-то правы!..

Интересно, что в Петербурге — так сказать, в документальном режиме - уже не первый месяц тянется совершенно реальный нацистский сериал — в Городском суде идет процесс по делу банды Воеводина (хотя по-прежнему все участники процесса стараются называть группу «бандой Боровикова», убитого при задержании). Кавычки в слове «нацистский» даже, пожалуй, излишни — все допрашиваемые по делу не отрицают приверженности нацистским идеям, а Воеводин при случае не упускает возможности лишний раз напомнить присутствующим (обращаясь к присяжным) о своих убеждениях и подкрепить их развернутым объяснением, не всегда прерываемым судьей.

Параллели с фильмом здесь встречаются на каждом шагу. Например, питерские «Штыки» также делали видеосъемки своих «подвигов»: по первым эпизодам дела присяжным уже продемонстрировали любительские записи. Хотя фашистская свастика в традиционном начертании встречается у членов группы Воеводина реже, но различные ее модификации они постоянно демонстрируют: татуировка на руках Воеводина как две капли воды похожа на татуировку, которой разукрашены некоторые зрители в зале суда — с ними подсудимые обмениваются приветственными улыбками и жестами. Кстати, разрисованные стилизованными свастиками качки в легких футболках (чтобы татуировка была заметнее) появляются в зале заседания чаще, чем питерские журналисты.

В фильме есть эпизод, когда банда Штыка под руководством «учителя ОБЖ» выезжает за город в походный лагерь. Здесь происходят тренировки, занятия борьбой, боксом. И здесь же члены банды демонстрируют другой камуфляж — доспехи а-ля рюс, шлемы, щиты, мечи. О таком же «спортивно-патриотическом» лагере рассказал и Воеводин на одном из своих первых выступлений в суде. Со своими коллегами он выезжал туда неоднократно. Руководит лагерем, по словам Воеводина, Артем Талакин — когда-то известный своими нацистскими выходками, но в последние годы переквалифицировавшийся в социального работника и воспитателя молодежи. Некоторое время назад Талакин возглавил питерское националистическое движение «Солнцеворот». И эти реальные и киношные фашисты, читающие «Майн кампф», кричат, что они «за русских» - в стране, которая оставила на полях сражений десятки миллионов своих граждан, боровшихся против гитлеровского национал-социализма! А Воеводин на заседаниях суда любит рассуждать о «засилье негров в Америке» - уж не президента ли Штатов Барака Обаму он имеет в виду?

Одна из самых ярких параллелей этого судебного дела с фильмом Павла Бардина — поведение самих подсудимых. Как и в фильме, когда случилось убийство, члены группировки постарались быстро сдать своего лидера милиции, так и в реальном деле: рядовые члены группировки Воеводина всю вину и ответственность валят на покойного «фюрера» Боровикова или друг на друга.

- Жаль, что это не моя мысль, но я с ней совершенно согласен: ксенофобия, расовая и национальная ненависть идут из биологии, - заявил на обсуждении фильма Павел Бардин. — Это звериная, зоологическая черта: агрессия по отношению к чужаку помогает бороться за территорию, за выживание. Только человеческий разум, культура, просвещение, знание своей подлинной, а не гламурной истории помогут в борьбе с русским фашизмом. Но для этого надо в первую очередь быть честным с самим собой.

Все материалы раздела «Пресса»


Навигация

Россия 88
драма, 104 минуты.

«Самарский районный суд определил: производство по гражданскому делу №2-25/10 по представлению прокурора Самарской области о признании видеофильма «Россия 88» экстремистским прекратить, в связи с отказом истца от иска.»

Смотрите легальную копию.

Специальный приз «Событие года» на Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» 21 декабря 2009 года

Премьера фильма «Россия 88» на Berlinale 2009 в рамках программы «Panorama» 6 февраля.

Специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня».
25 февраля.

English version

© 2009—2017 2PLAN2.

Создание сайта — Элкос (www.elcos.ru)