Рецензия на фильм «Россия 88»: «Россия для русских?»

07.04.2009

Автор: Мария Мухина
Источник: www.proficinema.ru

Фильм: «Россия 88»

5 апреля в кинотеатре «Ролан» в рамках фестиваля «Весенняя эйфория» состоялся показ фильма Павла Бардина «Россия 88». На обсуждении, организованном по окончании картины, режиссер назвал свою работу «общественно-политическим высказыванием». Когда его смогут «услышать» все желающие, пока не ясно. Зато есть время хорошенько подготовиться к этому событию — сформировать, так сказать, зрительское ожидание.

В качестве предисловия к рассказу о фильме стоит отметить, что «Россия 88» имеет возрастное ограничение. Смотреть его рекомендуется лицам старше восемнадцати лет. Причиной тому является обилие в картине нецензурных выражений. Эту информацию следует взять на заметку пуристам и впечатлительным барышням. Мат — не самоцель, а способ достоверно и правдоподобно рассказать историю о молодежи, придерживающейся ультраправых взглядов. Вот, что значимо.

Итак, потенциальный зритель «Россия 88», знай: Павел Бардин придумал трагическую историю о Саше Штыке, здоровом, сильном и небесталанном двадцатиоднолетнем парне. И воплотил ее на экране в виде наблюдений за героем при помощи субъективной камеры. Съемки осуществляются якобы от лица «неполноценно еврейского» молодого человека по прозвищу Абрам. Вместе со Штыком он входит в подпольное националистическое объединение, провозглашающее лозунг «Россия для русских». На глазах Абрама разворачивается трагедия товарища, который, следуя за своей идеей, потерял все, и самое главное — жизнь.

Значимый нюанс и несомненное достоинство фильма: убедительная игра актеров. Почти все роли исполняют профессионалы, но во время просмотра невозможно избавиться от ощущения, что «скинхеды-то настоящие».

Форма: стилизация под ролики, выложенные на youtube, и домашнее видео. Длина кадров зависит от эмоций «повествователя» Абрама и ситуаций, в которых он оказывается. Движения камеры, смена субъекта и объекта съемок почти всегда обусловлены сюжетно. Сцены застолья, во время которых обстановка изрядно накаляется, могут напомнить зрителям прошлогоднюю социальную шоковую терапию — фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Однако нельзя не отметить, что «Россия 88» отличается от названной картины не только проблематикой, но и наличием гораздо более явной авторской позиции.

В связи с этим, содержание: Павел Бардин против конфликтов на почве национальной розни. По ходу фильма об этом можно не догадаться — и за отсутствие морализаторства «в лоб» режиссера стоило бы поблагодарить отдельно. Он мастерски погружает зрителя в сюжет, заставляет сопереживать герою — ни плохому, ни хорошему, а запутавшемуся, но в конце ставит не многоточие, а две жирные точки. Первая, вполне ожидаемая, — гибель Саши Штыка под влиянием собственных убеждений. Это почти «Реквием по мечте» Даррена Аронофски, когда молодые люди заигрываются и лишают себя будущего. Вторая — рамочный компонент фильма, финальные титры, длинный список погибших от рук нацистов.

Цель: не предложить конкретное решение существующей проблемы, а обратить на нее внимание общественности. На обсуждении кто-то сказал, что «культура — единственный способ диалога между нациями». Фильм Павла Бардина — попытка понять тех, кто причисляет себя к ультраправому движению, и напомнить им, что вера в «Россию для русских» есть тот же самый фашизм.

Послесловие: создатели фильма «Россия 88» прекрасно понимают разницу в понятиях между нацизмом, расизмом и фашизмом, однако преднамеренно говорят на языке обывателей. Важно ведь не как, а о чем. Хотя это разделение не применимо к картине Павла Бардина. В ней все — убедительно.

Все материалы раздела «Пресса»


Навигация

Россия 88
драма, 104 минуты.

«Самарский районный суд определил: производство по гражданскому делу №2-25/10 по представлению прокурора Самарской области о признании видеофильма «Россия 88» экстремистским прекратить, в связи с отказом истца от иска.»

Смотрите легальную копию.

Специальный приз «Событие года» на Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» 21 декабря 2009 года

Премьера фильма «Россия 88» на Berlinale 2009 в рамках программы «Panorama» 6 февраля.

Специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня».
25 февраля.

English version

© 2009—2017 2PLAN2.

Создание сайта — Элкос (www.elcos.ru)