Необыкновенный фашизм

08.04.2009

«Россия-88» Павла Бардина имеет право на прокат

Автор: Андрей Плахов
Источник: Газета «Коммерсантъ»

Премьера кино

На «Весенней эйфории» в «Ролане» прошла московская премьера «России-88» Павла Бардина с последующим зрительским обсуждением. За взаимодействием фильма и публики наблюдал АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Картина о скинхедах-неофашистах уже стала горячей темой блогов и обрела фестивальную судьбу (см. «Ъ» от 10 февраля). Сначала она была представлена на Берлинале, потом на «Духе огня» в Ханты-Мансийске, где завоевала (в данном случае это не метафора) спецприз жюри, успев породить слухи и легенды. Говорили о недовольстве в верхах по поводу как минимум двух сцен. В одной скины перед визитом в свой подвал милиционера переворачивают портрет Гитлера оборотной стороной, а там изображение Путина. В другой высокопоставленный чиновник приходит в тот же подвал, чтобы взять ребят «под крышу». Тем не менее картина получила разрешительное удостоверение и теоретически имеет шанс попасть в прокат. Вопрос в том, как этот шанс реализуется, ведь нет проката — нет фильма, нет фильма — нет проблемы.

О художественном решении можно спорить. Жанр «России-88» — Mockumentary. Авторы делают вид, что весь киноматериал снят самими скинхедами для популяризации собственных идей, своего рода большой рекламно-агитационный ролик, который они собираются выложить в You Tube. Попутно в кадре воспроизведены быт героев, их ритуалы и тренировки, а также проверка в бою — погром на рынке. Все снято дергающейся ручной камерой, что создает нелегкое испытание даже для закаленных датской «Догмой». Но и те, кто окончательно изнурил за время просмотра свой вестибулярный аппарат, должны отдать должное актерам, и прежде всего Петру Федорову (Штык, неформальный лидер группы). Недавно сыгравший лучшую роль в «Обитаемом острове», он вновь предстает в образе юнца, оболваненного тоталитарными мифами, а именно такие характеры требуют от исполнителя рефлексии, харизмы и зрелости — все эти качества у Федорова (исполнявшего также роль продюсера и монтажера «России-88») в наличии. Вторым ярким персонажем оказывается чиновник в исполнении Андрея Мерзликина: актер всегда виден на фоне статистов, и этот контраст значим.

Ближе к финалу создатели фильма проявляют сострадание к публике. В нем прорезывается каркас мелодрамы по типу «кровь-любовь»: выясняется, что сестра Штыка влюбилась в «чурку», нанеся чувствительному сердцу скинхеда непереносимый удар. На премьере в Берлине мне казалось, что сплав мелодрамы и документальности (пусть и с приставкой псевдо-) натужен и не будет работать. Теперь я убеждаюсь, что Павел Бардин прав: работает.

Реакция на «Россию-88» в «Ролане» была более чем адекватной. Администрация кинотеатра не верила, что можно собрать полный зал на подобное зрелище на сеанс 22.30, а тем более на обсуждение, а оно длилось почти до двух ночи, и высказывания не иссякали. Если не считать Чулпан Хаматовой и еще двух-трех знаменитостей, публика не была «элитной», но ее рассуждения высоко поднимались над уровнем «Закрытого показа» и прочих телевизионных ток-шоу. Кто-то поставил вопрос: почему появляется кино о русском фашизме, а не о чеченском или еще каком другом? Павел Бардин возразил: почему же, сегодня весьма в моде грузинский фашизм, фильмы о нем заказывают телеканалы, да и ему самому уже успели прислать сценарий на эту тему. Режиссер убежден, что существуют и татарский фашизм, и азербайджанский, и какой угодно другой. Для тех, кто живет в Израиле, вероятно, актуален еврейский фашизм: с ним борется подавляющее большинство кинематографистов этой страны. А вот в России, как ни крути, актуальнее всего фашизм русский: именно он, в отличие от любого другого, становится виновником гибели сотен гастарбайтеров и инородцев (документальный список жертв образует последний, шокирующий титр картины).

Главный вывод, на который навели показ и обсуждение в «Ролане», — потребность в открытом обществе не умерла. Пока телевидение ставит заслон перед реальностью, все, что не укладывается в этот мейнстримовский формат, ищет другие, маргинальные каналы самовыражения. Русский фашизм — один из них, и ответственность за приносимые им плоды лежит на власти.

Все материалы раздела «Пресса»


Навигация

Россия 88
драма, 104 минуты.

«Самарский районный суд определил: производство по гражданскому делу №2-25/10 по представлению прокурора Самарской области о признании видеофильма «Россия 88» экстремистским прекратить, в связи с отказом истца от иска.»

Смотрите легальную копию.

Специальный приз «Событие года» на Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» 21 декабря 2009 года

Премьера фильма «Россия 88» на Berlinale 2009 в рамках программы «Panorama» 6 февраля.

Специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня».
25 февраля.

English version

© 2009—2017 2PLAN2.

Создание сайта — Элкос (www.elcos.ru)