Гай из «Обитаемого острова» дошел до Штыка

26.02.2009

Автор: Серафима Скибюк
Источник: «Дни.ру»

Художественный фильм о трагической судьбе идеолога фашистской молодежной организации «Россия 88» в начале февраля отправился на 59-й Берлинский кинофестиваль, откуда перебрался в конкурсную программу ежегодного киносмотра «Дух огня» в Ханты-Мансийске и взял там спецприз. В Сибири Дни.Ру и застали Петра Федорова, сыгравшего главного героя по имени Штык, соавтора сценария, сопродюсера и сорежиссера фильма, а также единственного друга Максима Каммерера на планете Саракш в экранизации «Обитаемого острова».

«Россия 88» – тот самый случай, когда, при всей очевидной уникальности творения съемочной группы, жизнь этого вундеркинда вполне могла бы оборваться прежде, чем он вдохнул бы загрязненный воздух российских улиц. Причина – в тематике. В картине повествуется о группировке скинхедов, снимающих ролики о жизни своей фашистской организации. Штык (Петр Федоров) всеми силами пытается привести своих комрадов к организованным действиям по очищению России от «нечистых». Основной сюжетной линией, скрытой в многочисленных зарисовках из жизни группировки, являются романтические отношения сестры Штыка Юли (Вера Строкова) и ее грузинского друга Роберта (Казбек Кибизов). В тот момент, когда активист понимает, что эти обстоятельства полностью противоречат его убеждениям, и преломляется ход истории – ставшей, по словам создателей фильма, историей Ромео и Джульетты, рассказанной Тибальтом.

- Штык – антигерой, но вы его преподносите как положительного отчасти, романтического. Этическое воспитание, заложенное Щукой (Высшее театральное училище имени Борис Щукина, одна из трех лучших театральных школ России - прим. Дней.Ру), играть не мешало?

- Щукинская школа мне максимально помогла в отношении к собственному герою. Господин Штык – предельно далекий от меня персонаж по жизни, это первый опыт у меня, когда герой, очень грубо говоря, отрицательный, и надо было работу над образом провести серьезную. Обычно, к сожалению, в кино весь твой образ обуславливается какой-то одеждой, какой-то прической, текстом - вот и вся твоя роль. А такого момента, которому учили, – подход, анализ, персонажи – много вариантов, на это не дают времени в кино.

- Ваш зритель – тот, который понимает в этой тематике, или тот, кого вы хотите «просветить»?

- Понятие «просветить» тут, к сожалению, не совсем годится. Скорее, напомнить и открыть дискуссию по вопросу этой проблемы. Бытовая ксенофобия распространена в нашей стране повсеместно, на 90%.

- Как твой герой впитал эту идею?

- Здесь дело не в идее: идеологов в нашей стране, таких, как Рассел Кроу в фильме «Ромпер-стомпер», единицы. В основном это, к сожалению, социальный строй. Это история пацанов, которые во дворе играли в «казаки-разбойники», а теперь гоняют «хачиков», потому что у них у самих все в жизни плохо. В основном это безотцовщина, люди, у которых перед глазами только какие-то этнические меньшинства, которые владеют машинами и их девушками, как они считают. Раньше это движение носило характер субкультуры - когда все ходили в подтяжках, друг друга гоняли, но никто никого не убивал. А сейчас подтяжки сняли, потому что это палево, и начали убивать.

- Можешь провести параллель между Гаем и Штыком?

- Многие ее проводят, даже Александр Ефимович Роднянский (продюсер «Обитаемого острова» и «России 88» - прим. Дней.Ру). В первом фильме Гай похож на Штыка, где он находится под влиянием ретрансляционных излучателей и зомбирован как существо. Вся эта истовость, любовь и ложный патриотизм в какой-то момент заканчивается, находится та сила, которая его из этого выдергивает, – и потом мы видим его таким, какой он есть, у него появляется возможность проявиться как личность. В этой слепой истовости, исходящей из воспаленного мозга, «Россия 88» - история человека, который не находит выхода из ситуации. История самоуничтожения, история человека, который отрицает мир, себя как часть этого мира, а система башен была расставлена им самим для себя же.

- Тебе интересно сыграть что-то противоположное?

- Да, сейчас я рассматриваю предложение сыграть святого отца.

- Есть ощущение ограниченности собственных возможностей, потолка некоего?

- Есть это или нет, я ни в коем случае не должен щупать потолок, потому что я в самом начале этого пути. Даже если ты знаешь, что твои возможности ограничены, надо верить, что ты всемогущий. У меня история саморазвития в профессии актуальна еще и потому, что я не играю в театре. Есть понятие, что актер не может существовать без театра, потому что театр - это его стержень, тонус, мышцы.

- Что тебе кажется неприемлемым – как артисту, режиссеру, соавтору сценария, сопродюсеру?

- Неприемлемым мне кажется поверхностные вещи – «Гитлер капут!», «Самый лучший фильм-2». Я говорю как человек, который сам снимался в сериале «Клуб». Сегодня у нас была встреча с детьми – ездил Паша Бардин, ездила Марина Орел (режиссер и актриса фильма «Россия 88», а также сериала «Клуб» - прим. Дней.Ру)– встречались с детьми в школах, которые любят нас именно по этому произведению. Проводим с ними идеологические разговоры на тему того, что не всему, что показывают по «ящику», стоит отдавать душу.

Надо быть ближе к народу. Здорово, что нас взяли в Берлин, но мне хочется, чтобы «Россию 88» в регионах показали. Мы вчера снимались в одной программе, нам предложили покататься на квадроциклах в кадре, посмотреть памятники. А мы предложили поехать к местным жителям. Съездили в жесткие бараки – люди нам отворили двери, увидели камеры и спросили, что за ТВ, местное ли, мы сказали, что московское. И они сказали: пожалуйста, снимите это, мы с 1973-го года здесь живем. Входишь туда и тебе перед человеком неудобно, что ты в таких ботинках, джинсах, в пуховой белой куртке. Мы довольно оторваны от понимания того, что происходит в стране, очень много интересных тем кроется за МКАД – время их поднимать. Я сам из горного Алтая, вылез из таких лесов, из тайги.

- Сам вылез или тебе помогли?

- Я родился в Москве, потом у родителей были всякие «замуты», и мы уехали на Алтай. Думали, что навсегда, но, когда развалилась страна, мы вернулись, и я в восьмой класс пошел. У меня было довольно активное детство - Алтай, много приключений. Сплав по горным рекам с попыткой бежать навсегда, начитавшись Джека Лондона и Марка Твена, в состоянии художественного опьянения. Мне просто везло, что в устье рек Катуни и Кокса упала сосна, сваленная бураном. Я на ней застрял, а мимо проходил дядя Сережа, который меня заметил. Потом меня пороли, и мне казалось, что надо спланировать следующий побег более грамотно.

- Сейчас есть желание такого побега?

- Я думаю, что желание побега возникает в каждом из нас. Это связано с эмоциональной усталостью в основном. Москва, к сожалению, очень этому способствует – ничего особенного может не происходить - я еще живу в центре, и у меня истерика начинается.

- А чему ты сам душу отдавал?

- У меня есть кумир с детства – Микки Рурк. Это детская травма – в восемь лет посмотрел «Сердце ангела». Полюбил все, что с ним связано, прежде всего, главного героя. Я, правда, тогда ничего не понял – это было еще на Алтае, в клубе в каком-то. Потом приехал в Москву, подрос, понял, что есть такой человек Микки Рурк, крутой чувак, делает все, что хочет: наркотики, бокс, кино, максимальная экстремальная самоэксплуатация. В «Рестлере» (фильм, за который Микки Рурк был номирован на «Оскар» - прим. Дней.Ру) он, я так понимаю, как всегда «накормил болью», а в последнее время был никому неинтересен, потому что скуксился, у него умерли все собаки, использовали его только дружеские кадры типа Роберта Родригеcа. Несчастный человек.

Все материалы раздела «Пресса»


Навигация

Россия 88
драма, 104 минуты.

«Самарский районный суд определил: производство по гражданскому делу №2-25/10 по представлению прокурора Самарской области о признании видеофильма «Россия 88» экстремистским прекратить, в связи с отказом истца от иска.»

Смотрите легальную копию.

Специальный приз «Событие года» на Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» 21 декабря 2009 года

Премьера фильма «Россия 88» на Berlinale 2009 в рамках программы «Panorama» 6 февраля.

Специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня».
25 февраля.

English version

© 2009—2017 2PLAN2.

Создание сайта — Элкос (www.elcos.ru)