В кинотеатре «Фитиль» прошел закрытый показ фильма Павла Бардина «Россия-88»

10.03.2009

Источник: радио «Свобода»

Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марина Тимашева.

Михаил Саленков: Фильм Павла Бардина «Россия 88», который только что удостоился на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске специального приза жюри и награды Гильдии кинокритиков России, этот фильм показали в Москве на закрытом просмотре в кинотеатре «Фитиль».

Марина Тимашева: К фильму «Россия 88» можно предъявить некоторые претензии. Первая проблема - сценарная, там есть нагнетание, но нет развития. Вторая касается восприятия: людям со слабым вестибуляром трудно смотреть на качающееся изображение, тем, кто нетерпим к матерной брани, тоже придется худо. Иное дело, что все это обусловлено авторской задачей: кино мастерски стилизовано (с помощью профессиональных актеров и друзей Павла Бардина) под документ, и мы имеем дело с тем, что называется, «фильм в фильме».

Один из персонажей - еврей-доходяга, примкнувший к компании скинов, снимает их на любительскую камеру. А они позируют. Очень точное наблюдение: любовь этого типа людей к позе. Все, что не вписывается в парадный портрет, допустим, встречу с бабушкой-соседкой, они требуют из фильма изъять: ну, не подходят авоськи мужскому миру. Очень интересно, что они поют нестройными голосами песню БГ «Поезд в огне» и слова ее «пора вернуть эту землю себе» воспринимаются совсем не так, как думалось их автору. И от песенки про стреляющего в зайчика охотника, положенной на рваные панковские аккорды, мурашки ползут по коже. И волосы встают дыбом от лозунгов: «Слава России! Зиг Хайль!». Согласитесь, сочетание слов столь же противоестественно, как песня «Аквариума» и детская считалочка под нацистским соусом. Такое же противоестественное, как учитель «Обеспечения безопасности жизнедеятельности», наставник юных фашистиков. Их он натаскивает их на очень опасную жизнедеятельность. Зато органична среда обитания этих существ: какой-то сизый, в клубах табачного дыма, бетонный обшарпанный бункер, облупленные панельные дома, мосты, туннели, грязные машины. Все скверное, как они сами, с их тупой животной ненавистью к тем, кто не похож на них.

Обычно актеры ищут оправданий своим героям, в крайнем случае, наделяют их собственным обаянием. В главной роли у Бардина снимался Петр Федоров - красавец, атлет, - но его Штык отвратителен. Просто отвратителен. Настоящую и сильнодействующую картину снял Павел Бардин. В ее финале по экрану, вместо титров, идут имена людей, убитых неонацистами в России-2008. 80 фамилий. Минуты три молчания.

Совершенно потрясенная, иду к режиссеру, хотя, что тут спрашивать? И так все сказано.

Вы снимаете этот фильм, и уверенности в том… что они на вас не осердятся, со всеми вытекающими отсюда последствиями, исключить невозможно. Вы же не могли об этом не думать.

Павел Бардин: Рассердятся они, обидятся или обрадуются - все-таки их не так много, как, я надеюсь, будет зрителей нашего кино. Хочется обратиться если с политическим, каким-то общественным посланием, то к тем людям, которые еще не поняли для себя, с кем они, что такое ксенофобия.

Марина Тимашева: Павел, на ваш взгляд, много ли предпосылок, чтобы фашистская идеология овладела российскими массами?

Павел Бардин: Когда мы были империей, эта имперская гордость - она существовала, и сейчас, когда империя была разрушена и на ее месте многие хотят создать новую империю, и есть комплекс империи у людей, это серьезная предпосылка. Вторая серьезная предпосылка - это только что случившийся кризис, который может затянуться, и чем более неблагополучна социальная ситуация, тем больше людей маргинализируются и готовы пойти за радикалами, выйти на улицы, применить физическое насилие по отношению к людям другим, не похожим, не таким. И третья история - мы получили приток мигрантов из тех стран, которые мы когда-то к себе присоединили. Нужно научиться с этим существовать, а кому-то кажется, что можно поставить жесткий барьер, отделиться от них, отгородиться, не признавать их право на существование внутри нашего государства. К сожалению, я не вижу пока очевидных путей выхода из всех этих кризисов, и я не вижу какой-то целенаправленной и очень жесткой борьбы с проявлениями ксенофобии. Наоборот, я вижу, что некоторые чиновники допускают вполне ксенофобские высказывания, их за это никто не осуждает. И, таким образом, ультраправые и ультралевые (у нас левые почему-то не интернационалисты, а тоже во многом националисты) чувствуют поддержку, как со стороны отдельных представителей власти, так и со стороны общей массы общества, которое недовольно появлением на улицах лиц неславянской национальности.

Все материалы раздела «Пресса»


Навигация

Россия 88
драма, 104 минуты.

«Самарский районный суд определил: производство по гражданскому делу №2-25/10 по представлению прокурора Самарской области о признании видеофильма «Россия 88» экстремистским прекратить, в связи с отказом истца от иска.»

Смотрите легальную копию.

Специальный приз «Событие года» на Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» 21 декабря 2009 года

Премьера фильма «Россия 88» на Berlinale 2009 в рамках программы «Panorama» 6 февраля.

Специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня».
25 февраля.

English version

© 2009—2017 2PLAN2.

Создание сайта — Элкос (www.elcos.ru)