Сергей Соловьев оживил мальчика Бананана

27.02.2009

Автор: Денис КОРСАКОВ
Источник: «Комсомольская правда»

В Ханты-Мансийске премьерой фильма «2-Асса-2» завершился седьмой международный фестиваль «Дух огня»

Три главных приза достались словацкой ленте «Слепая любовь», аргентинскому «Дождю» и турецкой картине «Мой Марлон и Брандо». Что-то подсказывает, что до широкого отечественного зрителя эти неплохие ленты не доберутся. Что еще обиднее, проблемы почти наверняка возникнут и у лучшего фильма фестиваля — «России 88», снятой режиссером Павлом Бардиным (он стал обладателем спецприза).

Это очень жесткая, предельно реалистичная, стилизованная под съемку бытовой видеокамерой (как в «Монстро» или в фильме Брайана Де Пальмы «Без цензуры») картина о российских скинхедах. Количество матерных выражений в этой ленте превосходит суммарное количество матерных выражений во всех российских картинах за последнюю пятилетку, но обойтись без этого интеллигентный Бардин, разумеется, не смог: трудно представить, чтобы скинхеды, громящие Черкизовский рынок, орущие про «Жидовское объединенное правительство» и мечтающие, как они будут «мочить хачей», в беседах между собой изъяснялись бы как Анна и Алексей Каренины (а именно такие интонации мэйнстримовский российский кинематограф традиционно приписывает маргинальным персонажам).

«Россия 88» обходится без прямых лобовых обличений фашизма — только в финале, вместо традиционных титров с указанием актеров и оператора, идет огромный список людей, погибших за один только год от рук скинхедов. И по ходу один из героев, мечтающий стать киношником, пристает к своим друзьям с вопросом «Расскажи, как ты стал фашистом?» — вопрос, который, увы, адресован и к определенной части аудитории, к людям, считающих себя благопристойными гражданами, только в разговорах нет-нет да и жалующихся на «понаехавших чужаков с юга».

Мат и отсутствие отчетливых, светящихся, так, чтоб даже слепому стало ясно, транспарантов со словами «Мы против фашизма» могут создать для ленты определенные трудности с кинопрокатом. На фестивале некоторые критики, благожелательно относящиеся к картине, тем не менее задумались — как ее интерпретируют скинхеды, которые стали ее героями и против которых она направлена? Поймут из нее что-то или наоборот, только порадуются, что про них сняли кино?.. В любом случае, даже если возникнут неприятности с прокатным удостоверением, режиссеру ничто не мешает выложить ленту в Интернет.

Кстати, очень сложно поверить, что эту умную и вызывающую картину снял один из авторов худшего в мире сериала «Клуб» (MTV), а главную роль великолепно сыграл Петр Федоров, так долго демонстрировавший в том же «Клубе» актерскую малосостоятельность. Страшно даже представить теперь, какой бездонный потенциал теоретически может скрываться в создателях сериалов «Обреченная стать звездой» или «Кармелита», и что будет, если они рискнут в кои-то веки поработать не за деньги, а для души.

* * *

На закрытии была показана лента Сергея Соловьева «2-Асса-2». Режиссер в своей очаровательной манере долго объяснял, зачем снял эту ленту, объявив ее «музыкальным триллером» и частью «трилогии», в которую входят также «Асса-1» и «Анна Каренина».

К сожалению, это оказалось крайне неудачное кино — неперевариваемый поток сознания, нескончаемая смесь из песен Сергея Шнурова и Екатерины Волковой и попыток развить сюжет первой «Ассы». Героиня Татьяны Друбич оказывается сначала заключенной (после убийства Крымова ее осуждают на пять лет) и читает в тюрьме растрепанный том «Анны Карениной», а потом оказывается киноактрисой и играет в той же «Карениной» главную роль; действие по большей части разворачивается на съемочной площадки «Анны», причем в роли экзальтированного ее режиссера снимается не сам Соловьев, а Сергей Маковецкий.

На экране мелькает пестрый хоровод из героев первой «Ассы» — в какой-то момент объявляется даже Сергей «Африка» Бугаев в роли Бананана, которому после смерти отрезали голову и пришили к новому телу. Встретив его на базаре, где он нынче торугет семечками, Друбич спрашивает: «Какой твой номер? Шесть?»

Это, понятное дело, цитата из первой «Ассы». Вообще этими цитатами и кадрами из старой картины новая наполнена под завязку. И увы, все они кажутся нездешней красоты мелодиями, неожиданно раздавшимися посреди какофонии.

Что любопытно, корреспондент «КП» со своей оценкой оказался в меньшинстве. Большинство критиков пришло от новой «Ассы» в восторг и дружно противопоставило ее показанной на открытии «Анне Карениной», которая, дескать, совсем неудача (на мой-то взгляд, как раз в «Карениной», при всех изъянах и очевидной пересокращенности можно обнаружить очень много симпатичного).

* * *

Деньги на этот фестиваль нашли с довольно большим трудом. Тем не менее, он оказался хорошо организован, там подобралась весьма приличная программа и вообще все было очень мило. Смущала жирная точка после цифры «7» на постере фестиваля: многие расшифровали ее как намек на то, что фестиваль будет последним. Хочется, однако, верить, что это всего лишь дизайнерский прием.

Все материалы раздела «Пресса»


Навигация

Россия 88
драма, 104 минуты.

«Самарский районный суд определил: производство по гражданскому делу №2-25/10 по представлению прокурора Самарской области о признании видеофильма «Россия 88» экстремистским прекратить, в связи с отказом истца от иска.»

Смотрите легальную копию.

Специальный приз «Событие года» на Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» 21 декабря 2009 года

Премьера фильма «Россия 88» на Berlinale 2009 в рамках программы «Panorama» 6 февраля.

Специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня».
25 февраля.

English version

© 2009—2017 2PLAN2.

Создание сайта — Элкос (www.elcos.ru)