Одиночество зрячих

27.02.2009

Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» завершил работу

Петр Федоров за роль в яростном и полемичном фильме «Россия-88» получил Специальный приз жюри.

Автор: Валерий Кичин
Источник: «Российская газета»

Ханты-Мансийск салютовал фестивалю непривычно ярким солнцем и невероятно белым снегом, толстыми хлопьями укутавшим спящую тайгу. «Дух огня» — фестиваль кинодебютов, и самое интересное здесь было — понять, с какими намерениями приходят новобранцы в искусство.

Из опыта последних лет можно было сделать печальные выводы о том, что такие понятия, как гражданственность и гуманизм, покинули молодое кино навсегда. С ними ернически прощалась кинокритика, их называли принадлежностью проклятого советского прошлого, а термин «актуальное кино» теперь применялся к опытам чисто эстетским, не имеющим отношения к реальной жизни.

Фестиваль это убедительно опроверг — и здесь его главный итог.

Конкурсная программа оказалась сильной. Сильнее, чем на последнем Московском фестивале. Она была актуальна своим содержанием, способностью умно и честно анализировать быстро меняющийся мир.

Это мир, сдвинувшийся с привычных мест. Польский фильм заговорил по-немецки, итальянский — по-румынски, немецкий — по-испански, турецкий — по-английски. Герой фильма «Совет пана Куки», варшавский студент, отправлялся в свое первое заграничное путешествие в Вену, где пытался найти себе место в жизни и первую большую любовь. Румынская девушка шла в сиделки к старой ворчливой итальянке — в надежде на новую жизнь в едином европейском пространстве («Черное море»). Молодой немецкий врач попадал в криминальные джунгли боливийского города, где самый распространенный исход — пуля в сердце («Доктор Немец»). Турецкая актриса свершала самоотверженное паломничество по ощетиненному Ираку, исступленно веря, что найдет в этой буче своего любимого («Мой Марлон и Брандо»). Мир оказался мал, благополучие больших буржуазных городов — все более эфемерным, смесь народов и наций — все более взрывоопасной.

О том же свидетельствовал и российский конкурсный фильм «Россия-88» Павла Бардина. Он ясно показал, как бытовая ксенофобия и набирающий популярность лозунг «Россия для русских!» становится питательной средой для «новых наци», на руках которых кровь сотен людей: наших сограждан или наших гостей — в данном случае не имеет значения. Картина не просто осуждает этих молодчиков, она, что важнее, дает возможность понять причины общественной болезни: нестабильность, униженность, отсутствие гуманистического идеала.

Надо подчеркнуть: впервые за много лет наше кино обратилось к реально актуальной общественной проблеме. И в этом смысле перед нами фильм глубоко патриотичный. Потому что патриотизм — не в трескучих лозунгах, а в способности видеть недуги своей страны и в готовности их лечить. Делать ее безопаснее, дружелюбнее, лучше. Это миссия искусства. Павел Бардин надеется на то, что фильм поможет государству в преодолении грозящей стране опасности национальных и этнических раздраев. Проблему нужно обсуждать, с фильмом можно спорить — для того он и снят полемично и яростно, чтобы всколыхнуть уснувшую совесть. Но его нужно услышать. На фестивале его услышали: международное жюри под председательством британского режиссера Хью Хадсона оценило и гражданственность, и важность поднятой проблемы не только для России, но и для многих стран мира, пораженных тем же недугом ксенофобии. И, разумеется, зрелость молодого режиссера в кинематографическом решении темы, его мастерство в соединении игрового фильма с документальным материалом, отличная работа молодого актера Петра Федорова. «Россия-88» удостоена Специального приза жюри, а также — премии жюри кинокритиков.

Образцом гуманизма и уроком толерантности может служить словацкая картина «Слепая любовь» Юрая Лехотского, получившая Гран-при фестиваля «Золотая тайга»: четыре новеллы о любви незрячих людей. Это любовь особенная: она основана на душевных качествах. На верности. На отчаянном сознании своего одиночества в мире зрячих. Юная красавица ищет суженого в Интернете и идет на первое свидание, заранее страшась впечатления, которое произведут на избранника ее слепые глаза. А вот немолодая семейная пара: он учит пению незрячих детей, она вяжет ему свитеры. А вот женщина, которая упрямо хочет ребенка, боится, не окажется ли и он слепым, и уже не верит своему счастью, держа в руках здоровенного малыша. Простые коллизии, которые в иных обстоятельствах были бы банальными, приобретают новый смысл. И вдруг понимаешь, как ценно каждое мгновение надежды, любви и счастья. Режиссер осуществил уникальный эксперимент: он снял в качестве актеров реально слепых людей, и те сыграли самих себя. Сыграли с такой щемящей искренностью и доверчивостью, что смыслом фильма становится не унизительная жалость, а ощущение собственной близорукости: эти люди на самом деле видят куда больше и глубже, чем мы, зрячие.

Одиночество зрячих тоже стало предметом исследования в фильме аргентинского режиссера Паолы Эрнандез «Дождь» (приз «Серебряная тайга»). Двое встретились по воле случая и уже не смогут отлепиться друг от друга, и в этом их взаимном тяготении больше отчаяния, чем того, что зовут любовью или хотя бы сексом.

Особый случай — «Мой Марлон и Брандо» Хусейна Карабея (приз «Бронзовая тайга»). Игровое «дорожное кино», основанное на реальной судьбе турецкой актрисы Айши Дамачи. Она соавтор сценария, она же сыграла единственную главную роль фильма. Ее любимый — иракский актер, с которым она однажды снималась, а потом он стал присылать ей пылкие видеописьма с любовными излияниями. Она решает во что бы то ни стало его увидеть, и начинается долгая одиссея по пыльным дорогам ощетиненного Ирака — ее мытарства на пограничных постах, ее встречи с людьми счастливыми и несчастными, нищими и отчаявшимися. Это случай «остановиться, оглянуться». Вглядеться, прочувствовать то, мимо чего обычно мчимся, не замечая. Только так можно узнать страну и ее беду.

Удивительно, но в этом конкурсе молодых и амбициозных нам не попалось ни одной ленты, сделанной просто «из любви к искусству». Они все — из любви к жизни. Особняком стоял только американский фильм «Воздушный пират» Джеффа Пикета — малобюджетный триллер для видеопроката, весьма неумело рассказавший историю молодого авантюриста, ради решения своих финансовых трудностей захватившего самолет. Лишенный каких-либо психологических обоснований, даже простой информации о прошлом героя и обстоятельствах, приперших его к стенке, фильм сосредоточен на отношениях пирата и стюардессы, которая во имя спасения лайнера пытается его соблазнить.

Кроме главного конкурса, на фестивале были показаны обширная панорама российских дебютов и программа, посвященная чехословацкой «новой волне» 60-х. Прошли мастер-классы Александра Митты. Популярные актеры кино и театра Лидия Федосеева-Шукшина и Эммануил Виторган составили второе жюри, присудившее призы имени Александра Абдулова за лучшие актерские работы. Здесь лауреатами стали Евгения Дмитриева в фильме «Заза» и Александр Коршунов в «Голубке». Наконец, приз зрительских симпатий достался дебютной драме Андрея Силкина «Заза».

Фестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийске за семь лет доказал свою незаменимость: он дает возможность молодым кинематографистам встретиться, обсудить работы друг друга и осознать, что кино — не только профессия и не только развлечение, но и, хотим мы того или даже в виду не имеем, послание художника обществу.

Все материалы раздела «Пресса»


Навигация

Россия 88
драма, 104 минуты.

«Самарский районный суд определил: производство по гражданскому делу №2-25/10 по представлению прокурора Самарской области о признании видеофильма «Россия 88» экстремистским прекратить, в связи с отказом истца от иска.»

Смотрите легальную копию.

Специальный приз «Событие года» на Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» 21 декабря 2009 года

Премьера фильма «Россия 88» на Berlinale 2009 в рамках программы «Panorama» 6 февраля.

Специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня».
25 февраля.

English version

© 2009—2017 2PLAN2.

Создание сайта — Элкос (www.elcos.ru)