Создатели фильма «Россия 88» надеются перевоспитать скинхэдов

24.02.2009

Ханты-Мансийск, 24 фев — РИА Новости, Оксана Прупис

Режиссер фильма «Россия 88» — участника конкурсной программы фестиваля «Дух огня» — Павел Бардин надеется, что если благодаря его картине удастся изменить мировоззрение хотя бы одного скинхэда, то фильм был снят не зря.

Картина посвящена теме неонацистского движения в России. В центре сюжета история о том, как банда скинхэдов «Россия 88» снимает агитационные ролики для интернета. Попутно камера фиксирует жизнь бригады. Главарь группировки по кличке Штык обнаруживает, что его сестра встречается с кавказцем. Семейная драма перерастает в трагедию, а камера сопровождает героев до самой развязки.

«88» — аббревиатура, обозначающая Heil Hitler (буква Н — восьмая в латинском алфавите).

Мы построим новый рай… или Кто, если не мы

«С этой темой, я думаю, каждый из нас сталкивается постоянно, — считает Бардин. — Когда мы начинали думать над ней, с одной стороны, в стране росло благополучие, а с другой — ксенофобия, и угроза виделась и видится до сих пор очень серьезная. Странно, что мне задают вопрос почему я обратился к этой теме и не задают вопрос, почему к ней больше никто не обращается в нашей стране или, по крайней мере, эти обращения остаются незамеченными».

Режиссер отметил, что кино, посвященное этой проблеме, в мире снимается регулярно и в качестве примера назвал знаменитый картины «Ромпер Стомпер» Джеффри Райта, «Американскую историю Икс» Тони Кэя и др.

В России же, по мнению Бардина, к этой теме обращались слишком давно.

«Мы смотрели и «Бакенбарды», и «Луна-парк» — очень хорошие фильмы, своевременные и актуальные на тот период, но это было давно. А в современном кино обращения к этой теме по большому счету я не вижу. Вижу пару каких-то сериалов, где абсолютно декоративная история, ненастоящая и не про то», — уверен Бардин.

Понаехали тут…

Проблемы с подбором материала для картины, как признался Бардин, не было. Сюжеты возникали на каждом шагу, начиная от разговоров в такси или метро и заканчивая тем, что у многих есть друзья кавказцы.

«Я все время привожу один и тот же пример, — поделился Бардин, — как мой товарищ пошел к другу в подмосковном городе Пушкино, а ему милиционеры говорят: «Не гуляй здесь, иди лучше куда шел и быстрее». Он спросил в чем проблема, думая, что не понравилась его кавказская внешность. А ему ответили: «Ты нам статистику не порть здесь. Одного убили уже вчера».

«Страшно не только существование этих людей, но и то, что некоторые представители силовых структур расписываются в собственном бессилии», — отметил режиссер.

А я милого узнаю по…

Для того, чтобы лучше ознакомиться с той средой, о которой предстояло снять кино, по словам Бардина, особо «глубокого погружения в подполье» не потребовалось. Достаточно было лишь скопировать внешний облик — побрить актеров наголо, надеть на них бомберы и обуть в тяжелые ботинки, а дальше — «принять на себя предлагаемые обстоятельства».

«Для меня это первая роль такого характера, не то чтобы отрицательная, но с такой проблематикой, психологическим изломом — это в первый раз, — признался исполнитель главной роли Петр Федоров. — Безусловно, искать этих людей долго не надо, они попадаются повсюду, и в кино они также работают».

Актер рассказал, что во время съемок случались и смешные случаи.

«Когда проводили кастинг, у нас был штаб на частной квартире, куда привозили костюмы, весь реквизит, и мы периодически устраивали вылазки в театр, еще куда-то, я, уже бритый наголо, одевался целиком в купленные костюмы, — рассказал Федоров. — И это были замечательные поездки по Москве, когда едешь в метро и понимаешь, что никто не смотрит в глаза, и тут фактура она, действительно, для многих оказывается первична. Потому что, надевая бомбер, тяжелые ботинки, ты сразу чувствуешь себя довольно уверенно».

Но, по признанию актера: «Внутри все равно надо было сделать что-то над собой, потому что сам по себе я от этого довольно далек, да и вообще совсем другой человек, довольно позитивный, не говоря уже о том, что с моей гражданской позицией образ этого героя не очень роднится».

Немцы оценили…

До фестиваля в Ханты-Мансийске фильм был показан во во внеконкурсной программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля.

«В Берлине нас приняли очень хорошо, — рассказал режиссер. — Во-первых, для нас важен сам факт - то, что мы попали именно в Германию и на Берлинале. Очень адекватная реакция была у 99 % зрителей. Четыре показа, полные залы, мы очень довольны».

Впрочем, то, как фильм приняли в Ханты-Мансийске, тоже устроило создателей картины. «Здесь была местная молодежь, и все нам говорили, что фильм заинтересовал», — отметил Бардин.

…скинхэды откомментили

Создатели картины пока сами затрудняются ответить на вопрос о будущей прокатной судьбе фильма.

«Мы в ожидании, потому что мы не ведаем прокатной политикой. Наши продюсерские функции закончились в тот момент, когда был сделан черновой монтаж, и сейчас прокатную политику определяют наши коллеги — Александр Роднянский, Анна Михалкова, Александр Шейн и Гия Лордкипанидзе», — рассказал Бардин.

По его словам, уже готовы к подаче документы для получения прокатного удостоверения в министерстве культуры.

«Мы считаем, что фильм выдерживает экран, и, конечно, хочется широкого кинопроката, но все будет зависеть от того, насколько заинтересуются кинотеатры, — продолжил режиссер. — Также планируется выпуск DVD, соответственно, с возрастными ограничениями. Фильм делался для зрителей, хочется, чтобы он до них дошел».

Что же касается непосредственно самого зрителя, то собеседник агентства считает, что в интернете и так уже много отзывов, в том числе и среди тех, о ком снят фильм.

«Они раздражены, и это приятно. И считают, что они гораздо круче, чем все, что мы можем о них показать. Посмотрим, но это не целевая аудитория. Конечно, очень бы хотелось, чтобы кто-то из них посмотрел фильм, и случилась бы переоценка ценностей, но это если и будет, то, скорее единичные случаи, а хочется показать более широкой аудитории, и она для нас важнее», — заключил он.

Наш паровоз вперед летит

Бюджет съемочного периода, по словам режиссера, составил 86 тысяч долларов, а то, сколько было потрачено на постпродакшн — для режиссера до сих пор тайна, покрытая мраком.

Что же касается рекламного бюджета, то, по мнению Бардина, он должен быть минимальным, «потому что реклама этого фильма выглядела бы странно».

«Есть хорошая идея у Саши Шейна сделать социальные ролики, где морально-авторитетные люди говорили бы не столько о фильме, сколько о проблеме ксенофобии, и это и была бы такая откровенная реклама нашего фильма, но вместе с тем и социальная реклама, что мне кажется очень правильным посылом и будет правильно позиционировать фильм для аудитории. И мы очень рассчитываем, что эта история состоится», — надеется режиссер.

Who is who?

Павел Бардин родился 10 октября 1975 года. Окончил журфак МГУ по специальности «Телевизионная журналистика», а также Высшие курсы сценаристов и режиссеров по специальности «режиссер кино и телевидения». Работал журналистом и шеф-редактором информационно-аналитических телепрограмм. С 2005 года — режиссер и креативный продюсер сериала «Клуб».

Агентство «РИА Новости» является информационным партнером фестиваля «Дух огня».

Автор: Екатерина Чеснокова
Источник: РИА Новости

Все материалы раздела «Пресса»


Навигация

Россия 88
драма, 104 минуты.

«Самарский районный суд определил: производство по гражданскому делу №2-25/10 по представлению прокурора Самарской области о признании видеофильма «Россия 88» экстремистским прекратить, в связи с отказом истца от иска.»

Смотрите легальную копию.

Специальный приз «Событие года» на Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» 21 декабря 2009 года

Премьера фильма «Россия 88» на Berlinale 2009 в рамках программы «Panorama» 6 февраля.

Специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня».
25 февраля.

English version

© 2009—2017 2PLAN2.

Создание сайта — Элкос (www.elcos.ru)