Берлин в зоне Черкизона

09.02.2009

Автор: Антон Долин
«Эксперт»

На Берлинском фестивале нашу страну будет представлять «Россия 88» — фильм о русском фашизме

Русских фильмов в конкурсе Берлинале — третьего по величине кинофестиваля Европы — вновь не обнаружено. Вряд ли стоит этому удивляться, учитывая ориентацию Берлинского фестиваля на актуальное и социальное кино: в России такого не снимают. Если чему и следует удивиться, так это тому, что один подобный фильм все-таки отыскался — и был включен во внеконкурсную «Панораму», а заодно в конкурс дебютов. Это «Россия 88», первый фильм молодого режиссера Павла Бардина.

Заголовок для многих прозвучит шифром, посему — краткое пояснение: восьмерка — условное обозначение буквы «h», восьмой по счету в латинском алфавите, а «hh» это «Heil Hitler». Кино — о русских фашистах, причем главный герой — 1988 года рождения. Саша, он же Штык, — харизматичный, жестокий, умный, бескомпромиссный, наследник героев Рассела Кроу из «Скинов» и Райана Гослинга из «Фанатика», а никак не чудовища-Сухорукова из «Бакенбард» (кажется, единственного фильма о фашизме по-русски, снятого до сих пор). Играет Сашу-Штыка Петр Федоров, которого теперь с уверенностью можно назвать одной из главных надежд нового русского кино, и не только по актерской части: он подбирал музыку, сам играл на гитаре и пел, был монтажером и продюсером картины. Он же в прошлом — любимец молодежи из сериала «Клуб» и второй главный герой «Обитаемого острова» (похоже, зрители второй части фильма будут смотреть на Гая Гаала другими глазами), так что появление в списках продюсеров имени Александра Роднянского предсказуемо.

Продюсеров у фильма на удивление много. К счастью, всем им хватило ума и такта, чтобы сохранить в картине аромат самодеятельной трехкопеечности (а может, дело в здравом смысле — если прокатного удостоверения не дадут, все деньги и усилия пойдут на ветер?). «Россия 88» снята на видеокамеру и стилизована под хоум-видео группировки молодых неонацистов, проводящих время в качалке историко-патриотического клуба «Русский богатырь» и периодически выезжающих на разминку — бить таджиков и прочую «черную нечисть», заполонившую улицы и площади Москвы. Формально фильм повторяет прием, эффективно примененный (правда, в ином жанре) авторами «Монстро»: любительская видеосъемка, из-под которой проступают фрагменты предыдущей, резко контрастной по духу, записи. Впрочем, в этом году аналогичным образом снял свою «Рейчел выходит замуж» Джонатан Демме; и вообще, с тех пор как подобный тип съемки ввел в обиход Ларс фон Триер с друзьями-«догматиками», копирайт на эту эстетику перестал быть чьей бы то ни было собственностью.

Что же касается содержательной стороны, тут новизна налицо. На столь болезненные темы на Руси не снимают даже сюжетов для телепередач криминальной направленности. Все сражения с проявлениями ксенофобии выигрываются исключительно на цветастых полях чистой риторики, а на деле недоверие к нетитульным нациям проявляется на всех общественных вертикалях и горизонталях без исключений. В «России 88» сняты все табу, в том числе речевые (мат с экрана льется ручьем). Реальное положение дел — не в далекой провинции, нищей и грязной, а в белокаменной, в окрестностях Черкизона и Москвы-Сити, — показано со всей возможной откровенностью. Погром на Черкизовском рынке выглядит, при всем правдоподобии, глобальной метафорой: на мнимо свободной зоне рыночной торговли и творится самый беспредельный беспредел, там-то и царят законы джунглей. Бардин снял ровно такое кино, которое ценится сегодня во всем мире и находится в остром дефиците в России. Кино о жутком, больном, замалчиваемом, но излечимом единственным возможным образом: зло должно быть названо и показано публично. Пусть даже в привлекательном обличии артиста Федорова.

«Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова — еще одна русская (и о России) лента, представляющая нашу страну на Берлинале, но вне конкурса

Тут — главный этический кунштюк фильма, о котором будут кричать все его противники (таковых найдется немало): да это же готовый агитационный материал, посмотрел — и беги записывайся в «русские богатыри»! Пусть американские социологи год за годом твердят, что связи между искусством и уровнем преступности в обществе нет, что «Техасская резня бензопилой» влияет на состояние умов куда меньше, чем повышение стоимости минимальной продуктовой корзины, — веры им не будет. Разумеется, теоретически, посмотрев, как бравые бритоголовые парни мочат узкоглазых гастарбайтеров, некоторые зрители захотят присоединиться к их числу (хотя пойдут ли такие смотреть арт-хаусное кино с Берлинского фестиваля? Вряд ли). Но тогда «Преступление и наказание» можно рассматривать как руководство по уничтожению прижимистых старушек, а «Анну Каренину» — как призыв к адюльтеру. К тому же если руководствоваться такой логикой, то единственной функцией интеллигенции останется работа над бодрым массовым продуктом вроде «Любови-моркови-2» да еще кухонное осмысление собственной интеллигентской ничтожности.

Что может сделать культурный человек перед лицом грубой и мощной силы, каковой предстают на экране русские наци? Не за пистолет же хвататься? Нет, за камеру. Кстати, оператор в «России 88» по сюжету — примкнувший к фашистам еврей-полукровка Эдик, которого собратья покровительственно кличут Абрамом и позволяют ему дышать тем же воздухом, что и они, за то, что тот помогает им снимать для Youtube пропагандистские ролики о власти жидовского капитала над Россией. Тут — и исконные комплексы авторов-интеллигентов, и заявление о намерениях, своеобразное «не могу молчать».

Впрочем, Бардин интеллигент только по социальному признаку, а по натуре и таланту — все-таки творческая единица. Поэтому его Штык не только отталкивает, но и привлекает, поэтому за жалкими судьбами тупых гопников проглядывает сюжетная основа откуда-то из Шекспира, поэтому «Россия 88» — не памфлет, а художественное кино высокой пробы. За это его, хочется верить, оценят в Берлине. А от зрителей, которые рано или поздно увидят картину на родине, интереснее было бы получить иную реакцию: как они сами оценивают лозунг «Россия для русских»? И как им нравится то, что большинство опрошенных в фильме (реальные люди с Пушкинской площади и из подмосковной электрички) к этому лозунгу с удовольствием присоединились?

Все материалы раздела «Пресса»


Навигация

Россия 88
драма, 104 минуты.

«Самарский районный суд определил: производство по гражданскому делу №2-25/10 по представлению прокурора Самарской области о признании видеофильма «Россия 88» экстремистским прекратить, в связи с отказом истца от иска.»

Смотрите легальную копию.

Специальный приз «Событие года» на Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» 21 декабря 2009 года

Премьера фильма «Россия 88» на Berlinale 2009 в рамках программы «Panorama» 6 февраля.

Специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня».
25 февраля.

English version

© 2009—2017 2PLAN2.

Создание сайта — Элкос (www.elcos.ru)