Брат ты мне...

06.02.2009

Автор: Лариса Юсипова
«Известия»

В пятницу на Берлинском кинофестивале в программе «Панорама» покажут фильм Павла Бардина «Россия 88». 8 в данном контексте — это, если кто не знает, H, восьмая буква латинского алфавита. Таким образом, 88 — это HH, т.е. «Хайль Гитлер!», приветствие людей, свято веривших в то, что, например, русские — биологический материал пониженной категории. Но, по иронии судьбы, две восьмерки стали символом и российских нацистов тоже.

«Россия 88» — антифашистский фильм, снятый фактически за свои деньги молодыми людьми, ровесниками тех, кто входит в банды скинхедов. Создатели картины — режиссер Павел Бардин (в прошлом — тележурналист и автор эмтивишного сериала «Клуб»), продюсер и исполнитель главной роли Петр Федоров (Гай из «Обитаемого острова») и продюсер Василий Соловьев. Они на долгое время погрузились в материал — собирали фактуру, изучали историю движения и его сегодняшние реалии.

В фильме звучит нацистская музыка, причем диски куплены на московской Горбушке, вся одежда с нацистской символикой совершенно легальным образом приобретена в Москве, один из диалогов фильма — с чиновником, который приходит к ребятам с целью направить их энтузиазм в нужное его партии русло (чиновника играет Андрей Мерзликин), составлен на основе электронной переписки, которую взломала группа антифашистских хакеров. Словом, все максимально приближено к реальности. Да и сам фильм сделан в псевдодокументальной стилистике, причем это подано как сюжетный ход: студент ВГИКа, еврей-полукровка, сочувствующий фашистам, внедряется в банду скинхедов, чтобы снять дипломную работу. Они терпят «Абрамчика», хотя и не упускают случая поиздеваться над ним, а заснятые им кадры учений, пьянок, спортивной подготовки, боев, погромов и составляют основу фильма: уже не дипломной работы вымышленного героя, а «России 88» Павла Бардина.

Помимо псевдодокументальных фрагментов в картине есть и по-настоящему документальные. Именно они производят самое сильное впечатление. В них нет ни крови, ни насилия, ни поножовщины, ни стрельбы. В них просто герой Петра Федорова, делая вид, что он тележурналист, ходит по Москве с микрофоном, на котором цифры 88, и спрашивает граждан: согласны ли они с тем, что «Россия для русских, Москва для москвичей». «Да, согласны», — отвечает подавляющее большинство. «Можете прямо в камеру повторить: «Россия для русских?» — «Да, можем...» («Обитаемый остров» тогда еще не вышел, Москва не была завешана портретами Федорова-Гая, и граждане не улавливали подвоха.)

Ясно, что эти попавшие в камеру обыватели, с совершенно не злыми, но потухшими лицами, перестали чувствовать себя полноценными людьми в кипящем, стремительно разрастающемся вширь мегаполисе, где, как хохмят в сериале «Наша Раша», «коренные только зубы». Да, приезжие часто сбиваются в криминальные группировки и это усугубляет и без того непростую ситуацию в столице. Но если бы люди хоть на минуту задумались, к какой крови может привести лозунг «Россия для русских», то вряд ли бы стали его повторять. Проблема именно в том, что они не задумываются. Как не задумывались в тридцатых годах прошлого века миллионы немцев, куда заведут их лозунги человека, чья фамилия начиналась с восьмой буквы латинского алфавита.

Парочка кавказцев, которым герой знаменитого «Брата» Данила Багров бросает «Не брат ты мне, гнида черножопая», — абсолютно мерзостные персонажи. Но означает ли это, что все кавказцы, по определению, гниды? Герои фильма Бардина отвечают однозначное «да». И это страшно.

Мне рассказывали, что Никита Михалков, посмотрев рабочий вариант картины, предлагал ее закончить так: герой после страшных душевных потрясений, которые ему приходится пережить в финале, сидит в каком-то скверике на скамейке. К нему подсаживается «хачик» и просит закурить. Герой машинально протягивает сигарету, а потом поднимает взгляд и видит рядом с собой нос, брови, рот, выражение глаз — словом, впервые видит перед собой не «черножопого», а человека. Но финал ребята оставили свой, куда более безысходный. А потом идут титры — долгие-долгие — перечень реальных жертв скинхедов: имя, фамилия, дата и причина смерти. И уже ради одного того, чтобы обнародовать этот длинный и скорбный список, стоило снять фильм.

Прокатные перспективы фильма пока туманны. Очевидно лишь, что пытаться превратить эту историю в коммерческий проект и заработать на ней никто не собирается. Поэтому, вполне возможно, имело бы смысл показать фильм на одном из главных каналов — пусть и в позднее время (для прайм-тайма здесь слишком много ненормативной лексики), но с широким обсуждением в студии.

Все материалы раздела «Пресса»


Навигация

Россия 88
драма, 104 минуты.

«Самарский районный суд определил: производство по гражданскому делу №2-25/10 по представлению прокурора Самарской области о признании видеофильма «Россия 88» экстремистским прекратить, в связи с отказом истца от иска.»

Смотрите легальную копию.

Специальный приз «Событие года» на Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» 21 декабря 2009 года

Премьера фильма «Россия 88» на Berlinale 2009 в рамках программы «Panorama» 6 февраля.

Специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня».
25 февраля.

English version

© 2009—2017 2PLAN2.

Создание сайта — Элкос (www.elcos.ru)